Йошка Немет


Подобно скрипке, цыгане несравнимы. Скрипка поет и вибрирует, как цыганская душа! Легендарный "цыганский принц" Йошка Немет был первым из цыганских скрипачей, безумно популярных в Париже в 30-60 гг прошлого века. Йозеф (Йошка) Немет (1921-1965) был потомственным представителем династии знаменитых цыганских скрипачей и цимбалистов, искусство которых передавалось в течении многих веков - от отца к сыну. 
 Родом из маленькой венгерской деревни Диосьено, Йошка Немет путешествовал по всему миру со своей скрипкой, проехал тысячи километров, чтобы стать всемирно известным музыкантом, следуя за мечтой своего отца - Шандора Немета. Шандор Немет, записавший в конце 1920-ых блестящую серию цыганских мелодий и чардашей на пластинках фирмы "Виктор", был прославленным скрипачем и хозяином большого цыганского оркестра. Необходимо отметить, что быть шефом венгерского цыганского оркестра в те времена было делом экстраординарным, и не ограничивалось одним дирижированием, и другими музыкальными делами. Как дирижеры русских цыганских хоров 19 века руководили внутренней жизнью и укладом участников хора, так и шефы цыганских оркестров имели непреклонный авторитет в среде венгерских и румынских цыган. Их слово было законом не только для музыкантов - но и для членов их семей. Это была цыганская знать!

 К сожалению, Шандор Немет внезапно умер в 1931 году, в расцвете сил и популярности. Йошке, к тому времени, было всего 10 лет. Но прежде чем покинуть своего сына, Шандор Немет позаботился о том, чтобы передать Йошке свое мастерство и свою мечту, музыкой прославить свое имя. Обучение Йошки музыке началось необычайно рано, и началось оно с того, что на третий день рождения, отец подарил ему скрипку. В течении следующих семи лет мальчик обучался у отца музыке, вместо того - чтоб ходить в школу, а экзамен на мастерство юный Йошка Немет сдавал не где нибудь, а на студии звукозаписи фирмы Виктор. Никаких учителей у юного музыканта нигде и когда не было, и уж тем более - в консерваториях он не обучался. Будучи вундеркиндом,в возрасте девяти лет Йошка уже был второй скрипкой отцовского оркестра, состоявшего из маститых виртуозов. После кончины отца и года траура, в возрасте 11 лет, Йошка Немет собрал свой собственный оркестр из... цыганской детворы, обладавшей незаурядными музыкальными способностями. Еще бы! Все они были представителями древних музыкальных семей скрипачей и цимбалистов. Музыка была у них в крови! Такие детские оркестры в Венгрии назывались "Райко". 


Юные музыканты, в красочных национальных костюмах, выступали на постоялых дворах, ярмарках и праздниках. Йошка был маленьким цыганским принцем со своим собственным оркестром! Он отправился в большое путешествие по Европе, везде совершенствуя свое искусство. В дороге, Йошка собирал местные фольклоные мелодии румынские, венгерские, цыганские, - в Австрии познакомился с классической музыкой и вальсами.

 В 1935 году, "самый юный в мире шеф оркестра" Йошка и его 19 юных музыкантов прибыли во Францию, где к тому времени венгерские цыганские оркестры пользовались немалым успехом. В Париже, Йошка и его музыканты дебютировали как "Табор цыган из Будапешта". 
 


Весной 1936 года Йошка Немет и 15 лучших музыкантов его оркестра, были приглашены на открытие парижского кафе "Хунгария" на Елисейских полях. В этом заведении, устроенном на самую широкую ногу, была грандиозная артистическая программа с участием приглашенных звезд, а также постоянной музыкальной программой с участием, любимого парижской публикой, цыганского хора Ивана Димитриевича, женского оркестра Сесиль Соя, и великолепного классического оркестра Бориса Штромберга. Среди виртуозов, которые Штромберг смог объединить вокруг него, мы должны упомянуть флейтиста Джорджио, цимбалиста Седжесди и певицу Маргерэт. 
Французский журналист, в газетном обзоре, так передавал атмосферу кафе Хунгария: "Фрески, очень красивые, покрывают стены, представляя венгерские пейзажи, пустынную пушту, зеленые леса, картины великолепных охот, поэтические озера. Персонал состоит из юношей, одетых в маленькие синие куртки, красиво вышитые, официантки, одетые в разноцветные и пышные платья, производят самый изящный эффект. В меню ресторана мы можем увидеть почти неизвестные нам блюда, - знаменитый национальный гуляш, розовый цыпленок под паприкой, венгерские карпы, необыкновенные сыры, смешанные с маслом, паприкой, зеленью, торты редкие как штрудель. И парижанин, падкий на новинки, поспешил немедленно. 


Но то, что соблазняло его еще больше, было появление цыганских оркестров. Мы видим «цыганских детей», в возрасте от 10 до 17 лет, с темными и ностальгическими глазами, черными волосами, страстными лицами, которые под руководством своего вождя Йошки, томные и пылкие, показали нам все разнообразие и всю прелесть венгерской музыки. Что это было классика - о, эти рапсодии Листа! - или популярные мелодии. Какую душу они вкладывали в исполнение!"

  Выступления в Хунгарии сделали юного скрипача любимцем парижской публики, и принесли 16 летнему цыганскому музыканту-самородку Йошке Немету первый серьезный успех. В парижских кабаре 1930-ых Йошка Немет познакомился с искусством русских цыган, которые в те времена были невероятно популярны, а так же с Джанго Рейндхартом, который часто проводил вечера в кабаре, где играл Йошка Немет, и когда два молодых цыганских таланта встречались, они играли друг для друга, пили друг для друга, плакали друг для друга. 

После выступлений на всемирной Парижской выставке 1937 года - молодой скрипач-виртуоз Йошка Немет получил широкую европейскую известность. О юном даровании писали газеты, публика приходила в ресторан чтоб услышать скрипку вдохновенного цыганского юноши. Йошка решил навсегда остаться жить в Париже, успех вскружил ему голову, - он стал популярен и знаменит. Впоследствии, виртуозный скрипач говорил своим друзьям "Я остался жить во Франции из-за женщин, и музыку и любовь я узнал очень рано". К сожалению, выступая в ресторанах, Йошка рано, и на всю жизнь, пристрастился к алкоголю...
В начале 40-х оркестр Йошки Немета часто звучал в прямом эфире на волнах парижского радио, принимал музыкальное участие в театральных постановках и оперетах. 

Обозреватель парижского журнала "Les Ondes : l'hebdomadaire de la radio" писал о нем: "Этот маленький Йошка с темной кожей, черными глазами, живыми жестами - классический тип цыгана. Вероятно, поэтому у него есть скрипка на коже. Он н е играет, он развлекается с невероятной легкостью."
 
Весенний сезон 1941-ого Йошка Немет и его музыканты встречали в кабаре L'AIGLON (11, rue Berri). 
В одной программе с Йошкой участвовала известная французская певица Нила Кара. В газетах писали: "Сладкая симфония в французском стиле. Синий, белый и красный сочетаются здесь с большим искусством. Скрипач Йошка, волшебный кудесник музыки, это черный фитиль, который срезается в полутемном свете. Перед его чуткими музыкантами его силуэт выделяется в больших тенях, его голова наклоняется вперед, его щека пасует инструмент, который его медные пальцы царапают или обнимают ...

 
В 1940-1950 гг. Йошка Немет со свои оркестром выступал в лучших парижских кабаре, регулярно выступал на курортах и в казино Монте-Карло, много и с успехом гастролировал по Европе, Америке, Северной Африке.
В 1952 году Йошка Немет принимат участие в съемках французской комедии "Кутеж в кабаках" с Луи де Фюнесом.



Судьбоносное знакомство с известным французским продюсером Жан-Жаком Виталем, сделало скрипача Йошку Немета "цыганским музыкантом номер один". Начиная с середины 50-х, на французском лейбле "Фестиваль" выходят десятки записей цыганского оркестра Йошки Немета, на начинающих набирать популярность - пластинках 45 об.мин.  Репертуар записей оркестра Йошки Немета был очень широк и разнообразен - от классических вальсов 19 века, до цыганского свига Джанго Рейндхарта и модных песен Шарля Азнавура. Но главное место в его репертуаре занимала фольклорная музыка - мелодии венгерских, румынских и русских цыган. 


В 1958 году Йошка Немет записывает несколько пластинок с знаменитыми цыганскими певицами Соней Димитриевич и Лидой Гулеско. На первом из этих дисков - "Ночь в Палате", звучит также голос русского эмигрантского певца Дмитрия Усова, а на второй - "Песни русского фольклора" - "королеве цыганской песни" Соне Димитриевич" подпевает русский певец-гитарист Жорж Иванов.

Также, в 50-ых Йошка Немет и его оркестр делает для фирмы "Патэ" блестящие записи русских, венгерских, румынских, еврейских фольклоных мелодий, которые были изданы на трёх долгоиграющих пластинках.
 

Йошка Немет горячо переживал события Венгерского востания 1956 года. Он собирает огромный оркестр и отправляется в большой гастрольный тур по Франции, все сборы от которого были направлены на помощь беженцам из Вегрии. Также, в 1956 году Йошка был удостоен престижной музыкальной премии Академии Чарльза Кроса за исполнение «Алуэт». 

23 декабря 1959 года, Йошка Немет выступает со своим оркестром в популярном французском музыкальном шоу  Discorama на TV ORTF (французское телевидение)
 В 60-х годах Йошка Немет  создал большой ансамбль музыки и танца, где можно было найти всех лучших цыганских музыкантов Европы. Йошка Немет часто выступал в кабаре Палата, вместе со своими старыми друзьями Лидой Гулеско и цыганами Димитриевичами.
В Париже, в кабаре, или на гастролях за границей он играл в разных стилях - от классики до джаза, но особенно хорош был в цыганском фольклоре. В 1961 Йошка Немет  вместе со своими музыкантами принял участие в съемках приключенческого фильма "Триумф Михаила Строгова", снятого режиссером Виктором Туржанским. В последие годы выступал в кабаре "Камарг".

 Благодаря своим техническим способностям и своей удивительной виртуозности он извлекал из своего инструмента несравнимые звуки.

Это был талантливейший человек! 
Йошка Немет свободно говорил на десяти языках, кроме скрипки - был прекрасным цимбалистом, был четырежды женат, и имел четырех детей, однако никто из них не продолжил древние традиции цыганских музыкантов.
 

Аура романтики окружала его. Во время его похорон произошло что-то необыкновенное, весь артистический цвет Парижа, хотя дело было в праздники, будь то цыгане или нет, пришли с разрешения архиепископа Парижа, дали ему очень особенное прощание - благодарности и восхищения. В церкви Святого Пьера дю Грос Кайлу скрипки и гитары играли Баха, Генделя. Затем на Русском кладбище св. Женевьевы де Буа, перед открытой гробницей, музыканты оркестра Мирко Лайоша играли для него «Цыган». Более того, телевизионные новости того времени транслировали это событие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий