Саша Макаров

Саша Макаров – русский композитор и гитарист, один из виднейших представителей артистически-музыкального мира Петербурга начала 20 века. До Революции известный своим участием в цыганских хорах Петербурга и Москвы, постоянный аккомпаниатор знаменитого исполнителя цыганских романсов Юрия Морфесси.  В 20-х в Париже Макаров прославился как виртуозный композитор-гитарист. 
Русская эмигрантская газета "Возрождение", выходившая в Париже писала о нем: 

"Уроженец Тифлиса, сын миллионера. А.П.Макаров начал свою карьеру в Петербурге, где скоро сделался любимцем публики.  Макаров был неоднократно принимаем и покойным Государем, от которого имел ценнейшие подарки. Есть излюбленные песни и романсы происхождение и авторы которых никому не ведомы. Музыку к знаменитым "Двум гитарам" Аполлона Григорьева написал Саша Макаров, как и к "Увяли последние розы" и "Вы просите песен"..."

 В начале прошлого века в музыкальных кругах Петербурга прославился дуэт виртуозов-гитаристов А.П.Макарова и Солиста Его Величества И.К.Де-Лазари, драматического актера Александрийского Театра.  Его очень любили нефтяные магнаты, и часто приглашали к себе на ужины, одаривая ценными подарками. Вскоре, талантливый дуэт стал аккомпанировать "баяну русской песни" Юрию Морфесси. Вместе с Морфесси, Макаров и де Лазари выступали в театрах-буфф, варьете, концертных залах, совершали большие концертные поездки по России.  
В годы Первой Мировой, Макаров с друзьями-артистами участвовал во множестве благотворительных концертов, пел в лазаретах и госпиталях.
Покинув Россию вскоре после Революции, жил в Константинополе, откуда вместе с хоровыми цыганами,  Саша Макаров уехал в Венецию, оттуда в Вену, а затем в Прагу.
В 1927-м Саша Макаров поступил на службу артистическим директором в знаменитый парижский ресторан "Большой Московский Эрмитаж", в качестве артистического директора. Анонс парижской газеты "La Semaine à Paris" (выпуск от 17.06.1927)
"Прославленный ныне гитарист господин Саша Макаров долгое время был просто любителем в мире музыке. Потомок знатного рода, имевшего резиденции в Петрограде и в Москве, он был вхож к императорскому двору, где его талант знали и ценили. Однако после Революции г-ну Макарову пришлось стать профессиональным музыкантом чтоб заработать на жизнь. Сначала он подался в Константинополь, где начальники оккупационной армии проявили к нему большое уважение, затем он добрался до Парижа - то выступая в ресторанах, то выступая в качестве их владельца. Наконец удача улыбнулась Вам! Вы можете услышать Сашу Макарова в "Grand Ermitage Moscovite" (24, rue Caumartin). Ему нравится это ностальгическое место, чей декор, достопримечательности и кухня напоминают ему о его стране и его юности. Не удивительно! Поскольку в этом заведении работает господин Рыжиков, управляющий прославленным рестораном Рише в Москве. Остается только добавить что Саша Макаров является известным композитором, его нотные издания получили большое распространение, особенно, в Англии и США."
Из книги Нина Кривошеина - "Четыре трети нашей жизни" Париж YMCA-Press, 1984
"Вот тени минувшего, тени "Самарканда"... Кто посещал этот ресторанчик-кабаре? Очень приличная публика и часто приятная; писать о них всех было бы сейчас уже трудно, ведь многих я знала не близко, а большинство только как клиентов. Кое-что, однако, и до сих пор живет в памяти, будто вчера видела. Из них -- милая пара -- Саша Макаров и его жена Бубочка; он -цыган, знаменитый по хору в московском "Яре". Тогда ему было лет под шестьдесят; обычно он приходил с гитарой и с милейшей своей русской, несколько грузной, в светлых кудряшках, женой; часто подсаживался к ним Михаил Львович Толстой, младший сын Льва Николаевича. Иногда они оба подпевали Лизе Муравьевой, и тогда публика просила Сашу Макарова спеть, что он изредка и делал. Нельзя забыть его пение : низкий, хрипловатый голос, легкий аккомпанемент на гитаре. Вот как-то пришло мне в голову устроить вечер цыганского пения в ресторане, и я попросила Сашу Макарова и Мих. Льв. Толстого прийти вечером и попеть цыганские песни и старинные русские романсы, а угощаю я. Они оба сразу согласились, и вечер вскоре состоялся, и для меня он - одно из светлых воспоминаний этого скорее нудного и, вообще говоря, нелегкого периода жизни.
Моя мать говорила: ненавижу цыганщину, одна пошлость -- а вот Варю Панину слушаю и не наслушаюсь. Так и про Сашу Макарова: не наслушаешься..."
 


Cаша Макаров умер 19 июня 1930  в Париж, погребен на новом кладбище в Нейи (под Парижем). Из некроголога опубликованого газетой "Возрождение" 

Песни и романсы Саши Макарова:

 Признание кавказца в любви : Для голоса и ф.-п.; c.1-f.2  Слова и муз. Саши Макарова. - СПб. : Давингоф, б.г. - 5 с.

"Какъ цветокъ душистый" : (Заздравная песня): Для голоса с ф.-п.; d.1-es.2 / Слова и запись Саши Макарова. - Пг. : Н.Х. Давингофъ, б.г. - 5 с.

Вы просите песенъ, ихъ нетъ у меня : Романсъ для голоса с фп.: a-e.2 / Соч. Саши Макарова. - Пг. : Н.Х. Давингофъ, б.г. - 3 с. 
"Потому я тебя так безумно люблю" : Для голоса и хора с ф.-п.: Ответ на романс "Почему я безумно люблю" / Слова Е.В. Минеевой; Муз. Саши Макарова. - Пг. : Н. Давингоф, б.г. - 3 с.





1 комментарий:

  1. В пьесе Л. Славина "Интервенция" есть смешная фраза: "Вы просите песен; их есть у меня." Мой дед (Виктор Азриэлевич Гроссман) спросил меня, знаю ли я, на что тут намёк. Я не знал, и он рассказал. До революции в Тифлисе был знаменит Сашико Макаров, певший свои песни под гитару. Одна из них называлась "Вы просите песен? Их нет у меня." И дед мне её даже напел...

    ОтветитьУдалить